Феромоны играют значительную роль во время сексуального отбора у насекомых. Используя запахи самки и самцы привлекают к себе партнеров и сигнализируют о своей готовности к размножению. Найден, однако, и феромон противоположного действия.

Когда идет речь о размножении, то насекомые готовы на все. Самцы прилагают больших усилий, чтобы обратить на себя внимание самок. Короткокрылий жук Aleochara curtula - не исключение. Как самки, так и самцы этого насекомого выделяют так называемые феромоны, коктейли запахов, для того, чтобы сигнализировать потенциальным партнерам о готовности спариваться. Химические сигналы насекомые воспринимают специальными для этого органами.

Поскольку длительных моногамных отношений у насекомых не бывает, то даже после удачного полового акта самцу придется переживать за то, что яйцеклетка оплодотворена именно его наследственным материалом, так как самка Aleochara curtula постоянно ищет себе партнеров и может спариваться и с другими жуками. Впрочем, с точки зрения эволюции, самцы стремятся к тому, чтобы бы именно их гены передавались следующим поколениям.

Борьба с конкурентами

Исходя из следующих обстоятельств, самцы отработали стратегию для того, чтобы отбивать конкурентов в соревновании за самку. И используют они в этой стратегии также феромоны. После полового акта самец выделяет в матку секрет, в который входят, спермии, пробка, которая закрывает проход к матке, а также анафродизиак. Это вещество покрывает все тело самки, перебивая таким образом запах феромонов привлекательного действия. То есть, другие самцы уже не чувствуют влечения к такой самке и не обращают на нее внимание.

Такой процесс является очень логической тактикой для самцов, которая выгодна для многих. С одной стороны, именно самец, который оплодотворил самку, может быть спокоен за судьбу своего наследственного материала. С другой же стороны это помогает другим самцам сэкономить силы и направить свою энергию на других, еще не оплодотворенных самок. Это очень простой расчет по принципу затрат и выгоды, который возник в природе размножения.

Польза есть и для самок, которых больше никто не беспокоит на протяжении всего времени, пока действует анти-афродизиак.

Правда, есть и случаи, когда подобный процесс имеет и обратные последствия. Анафродизиак некоторых насекомых привлекает паразитов, которые могут уничтожить часть отложенных самкой яиц.

А как с людьми?

Может ли быть так, что когда-то будет изобретен анти-афродизиак для людей? Чтобы не было измен, например. Но ученые такое однозначно отклоняют. Знания, полученные в отрасли афродизиаков у насекомых, нельзя переносить на людей. К тому же, исследования феромонов, которые действуют на людей, находится в настоящее время на начальной стадии. Ведь люди используют химические сигналы для коммуникации в очень ограниченном объеме.

Кроме того, мы бессознательно воспринимаем запахи. Ощущение запахов человеком - крайне сложная вещь, которую только частично исследовано. Поэтому ученым трудно описать и то, как действуют феромоны на человека. Например: мужчины вырабатывают в подмышечных впадинах андростенон, вещество с запахом, которое происходит от тестостерона. Его запах можно чувствовать, но он действует на женщин по-разному. Они, в отличие от самок насекомых, воспринимают этот запах подсознательно, потому его действие невозможно объяснить.

"Андростенон может иметь действие афродизиака, но может иметь на женщин и противоположное действие", - такой безутешный вывод делают ученые.

Доныне ученым не удалось выделить еще ни одного феромона человека и исследовать его так детально, как это сделано для многих веществ в мире насекомых. Таким образом мечты ученых об афродизиаке, который бы руководил поведением людей, все еще остаются мечтами. А, следовательно, нереальным является и открытие анафродизиака для человека.